
«Противодействие коррупции в сфере деятельности таможенной службы»
Управлением внутренней безопасности Департамента государственных доходов по Актюбинской области (далее - Департамент) в рамках исполнения «Комплексного плана по формированию антикоррупционной культуры в обществе на 2017 год», организован и проведен семинар - совещание на тему: «Противодействие коррупции в сфере деятельности таможенной службы» с участием представителей Департамента по делам государственной службы и противодействию коррупции по Актюбинской области и объединения юридических лиц "Ассоциация неправительственных организаций Актюбинской области".
Семинар-совещание открыл заместитель руководителя Департамента Альжанов Н.С.., который поприветствовал всех собравшихся, представил участников семинар - совещания, зачитал повестку дня, сообщил, что в соответствии с «Комплексным планом по формированию антикоррупционной культуры в обществе на 2017 год» утвержденного 09 марта 2017 года председателем Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции в Департаменте государственных доходов по Актюбинской области проводится семинар - совещание на тему: «Противодействие коррупции в сфере деятельности таможенной службы» и предоставил слово выступающим.
После просмотра видеоролика на антикоррупционную тему, первой с докладом выступила заместитель руководителя Департамента по делам государственной службы и противодействию коррупции по Актюбинской области Бибитова М.М. "Противодействие коррупции в Республике Казахстан", которая отметила, что имеют место коррупционные проявления в органах государственных доходах, допускаемые недобросовестными государственными служащими. Необходимо в повседневной работе улучшать качество оказываемых государственных услуг. Во избежание коррупционных рисков в деятельности таможенной службы необходимо стремиться к переводу 100% оказываемых государственных услуг в электронный формат. Необходимо проводить антикоррупционный мониторинг и внутренний анализ коррупционных рисков, устранение которых позволит снизить уровень коррупции в ОГД до минимума. Так же было отмечено, что, говоря о латентности коррупции в таможенных органах, она вызвана рядом причин, в числе которых: низкий уровнем активности участников внешнеэкономической деятельности по выявлению таможенников-коррупционеров, что основывается на наличии у многих из них заинтересованности в не выявлении фактов коррупции. Большинство участников ВЭД, склонны к скрыванию выявленных у них сотрудниками таможенной службы различных нарушений, в том числе, путем дачи взяток.
Повсеместный переход на электронное декларирование, позволит исключить прямой контакт между участником ВЭД и таможенной службой.
Далее с докладом выступил старший офицер по особо важным делам Управления внутренней безопасности Федоровский С.Н. на тему: «Основные подходы по противодействию незаконному занижению объема предполагаемых к уплате таможенных платежей, уклонению от их уплаты», который остановился на терминах таможенная пошлина, видах ставок таможенных пошлин, наиболее распространенных схемах уклонения от уплаты таможенных платежей, а именно занижение таможенной стоимости товаров, заявление недостоверных сведений о стране происхождения товаров, манипуляции с кодами товара в соответствии с ТН ВЭД ТС.
Докладчиком освещена проводимая Департаментом работа по выявлению и устранению фактов уклонения от уплаты таможенных платежей и налогов.
С докладом на тему "Антикоррупционные стандарты и система контроля за расходами должностных лиц таможенных органов" выступил главный специалист отдела служебных расследований Управления человеческих ресурсов Кудайбергенов Е.С., которых остановился на антикоррупционных стандартах поведения работников таможенной службы на работе и в быту.
Антикоррупционные стандарты определяют действия и решения лиц, работающих в обособленной сфере общественных отношений, направленные на неукоснительное соблюдение установленных правил и предотвращение коррупционных проявлений.
В основе антикоррупционных стандартов заложены непосредственные действия по исполнению должностных обязанностей с точки зрения недопущения проявлений коррупции при:
1) реализации прав и законных интересов физических и юридических лиц в сфере, затрагиваемой антикоррупционным стандартом;
2) подготовке и принятии управленческих и иных решений в пределах своей компетенции;
3) подготовке проектов нормативных правовых актов Республики Казахстан;
4) иных общественно значимых отношениях в зависимости от специфики соответствующей сферы жизнедеятельности.
Далее Кудайбергенов Е.С. , ознакомил присутствующих с предусмотренными, в рамках действующего антикоррупционного законодательства, мерами финансового контроля.
Так, статья 27 Закона предусматривает, что лица, являющиеся кандидатами на государственную должность либо должность, связанную с выполнением государственных или приравненных к ним функций, представляют в орган государственных доходов по месту жительства:
декларацию о доходах и имуществе, являющемся объектом налогообложения, в том числе находящемся за пределами территории Республики Казахстан, с указанием места нахождения указанного имущества;
сведения о:
вкладах в банковских учреждениях и о ценных бумагах, в том числе за пределами территории Республики Казахстан, с указанием банковского учреждения, а также о финансовых средствах, которыми данные лица вправе распоряжаться лично или совместно с другими лицами;
своем участии в качестве акционера или учредителя (участника) юридических лиц с указанием доли участия в уставном капитале и полных банковских или иных реквизитов указанных организаций;
трастах и о государствах, в которых они зарегистрированы, с указанием номеров соответствующих банковских счетов, если лицо или его супруг (супруга) является бенефициаром этих трастов;
названиях и реквизитах других организаций, у которых с лицом имеются договорные отношения, соглашения и обязательства (в том числе и устные) по содержанию или временному хранению материальных и финансовых средств, принадлежащих лицу или супругу (супруге) в размере, превышающем тысячекратный размер месячного расчетного показателя.
Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что лица, занимающие государственную должность, ежегодно в период выполнения своих полномочий в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан, представляют в орган государственных доходов по месту жительства декларацию о доходах и имуществе, являющемся объектом налогообложения и находящемся как на территории Республики Казахстан, так и за ее пределами.
Докладчиком отмечено так же, что лица, уволенные с государственной службы по отрицательным мотивам, в течение трех лет после увольнения в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан, представляют в орган государственных доходов по месту жительства декларацию о доходах и имуществе, являющемся объектом налогообложения и находящемся как на территории Республики Казахстан, так и за ее пределами.
Докладчиком акцентировано внимание присутствующих, что меры финансового контроля распространяются и на супруга (супруга) лица, являющегося кандидатом на государственную должность либо должность, связанную с выполнением государственных или приравненных к ним функций
В заключительном слове заместитель руководителя Департамента Альжанов Н.С. поблагодарил представителей Департамента по делам государственной службы и противодействию коррупции по Актюбинской области и объединения юридических лиц "Ассоциация неправительственных организаций Актюбинской области" в организации и проведении семинар-совещания.
Альжановым Н.С. отмечено, что в прослушанных докладах освещена важная роль таможенных органов в пополнении государственного бюджета, а так же в обеспечении экономической безопасности государства. Поэтому проявление коррупции среди сотрудников таможенной службы может нанести серьезный ущерб экономический и политической стабильности в стране.
Он еще раз потребовал от собравшихся сотрудников подразделений таможенной службы Департамента соблюдения антикоррупционного законодательства и Этического кодекса государственных служащих и пожелал успехов в дальнейшей работе.