Дата публикации: 24.10.2017 16:10
Дата изменения: 24.10.2017 16:11

20 октября 2017 года Комитетом государственных доходов  МФ РК проведен форум в г.Актобе на тему: «Мероприятия по улучшению налогового и таможенного администрирования в нефтегазовой сфере, а также эффективность борьбы с теневым оборотом нефти и газа».

Проблемы теневого оборота энергоресурсов  являются очень важными для экономики нашей страны, так как влияют на пополнение доходной части бюджета.

Согласно анализу правоохранительной практики в настоящее время существуют следующие направления приобретения и реализации незаконных объемов нефти:

  1. Непосредственно добыча нефти без наличия приборов учета (на месторождениях, находящихся в пробной эксплуатации, неучтенные, законсервированные скважины);
  2. Добыча нефти, минуя установленные приборы учета (различного рода незаконные врезки до установленного счетчика);
  3. Списание нефти на собственные нужды;
  4. Списание потерь нефти;
  5. Легализация такой нефти путем ее транспортировки и сдачи в нефтеналивные терминалы и хранилища, с последующей ее реализацией под видом легальной нефтеперерабатывающим предприятиям;
  6. Реализация нелегальной нефти с использованием фиктивных документов под видом нефтепродуктов;

Экспорт легально добытой нефти под видом продуктов ее переработки, с уклонением от уплаты налогов и таможенных платежей в бюджет.

Действенным методом борьбы с возникновением нелегальных объемов указанных категорий нефти  является проведение оперативных мероприятий, направленных на выявление правонарушений и профилактику создания условий для их возникновения.

Одной из действенных мер противодействия незаконному обороту нефти могло бы послужить введение сопроводительных накладных на сырую нефть и сырые нефтепродукты по аналогии с отдельными видами нефтепродуктов – бензином (в том числе авиационным), дизелем и мазутом. Так, на сегодняшний день ни одна оптовая партия указанных нефтепродуктов не перемещается без сопроводительной накладной на нефтепродукты.

С помощью указанного документа можно легко проследить путь движения нефтепродуктов и выявить его нелегальное происхождение. На практике путем анализа сопроводительных накладных раскрыты и доведены до суда крупные схемы легализации дизельного топлива сомнительного происхождения.

           

В настоящее время КПУ установлены на всех 17 НПЗ, данные передаются в АО «НИТ» в режиме реального времени.

Одним из проблемных вопросов оборота нефти и нефтепродуктов является  их незаконный вывоз из Казахстана в Кыргызстан.

Анализ данных, проведенный Комитетом, показал ежегодное снижение объема экспорта нефтепродуктов из Республики Казахстан с момента присоединения Кыргызской Республики к Евразийскому экономическому союзу.

Предполагаемые потери бюджета в 2016 году, в результате падения объемов экспорта нефтепродуктов, составили 25 млрд. тенге.

В производстве Службы экономических расследований Комитета по факту транспортировки, реализации, хранения нефтепродуктов без документов, подтверждающих законность их происхождения (ст.197 УК РК) за период с 2015 года по сентябрь 2017 года находилось 421 уголовное дело, из них в 2015 году – 155 уголовных дел,  в 2016 году – 166, за 9 месяцев 2017 года – 100.

Сумма установленного ущерба за 9 месяцев т.г. составила 34,7 млн. тенге (2016г. – 74,9 млн. тенге). Сумма арестованного имущества, подлежащего конфискации составила 15,5 млн. тенге.

Кроме того, СЭР в текущем году по иным преступлениям, связанным с недропользованием зарегистрировано в ЕРДР 18 материалов.

Сумма выявленного ущерба по указанным уголовным делам составила 634,6 млн. тенге, сумма возмещенного ущерба составляет – 155,8 млн. тенге.

Из незаконного оборота изъято 1,3 млн. тонн нефтепродуктов, стоимостью – 81,7 млн. тенге.

Учитывая значительное влияние рынка энергоресурсов на экономику Казахстана, Комитет постоянно осуществляет  контроль и анализ в данной сфере.

С учетом изложенных проблемных вопросов Комитетом предлагается:

1. Введение сопроводительных накладных на сырую нефть и сырые нефтепродукты по аналогии с отдельными видами нефтепродуктов – бензином (в том числе авиационным), дизелем и мазутом.

2. Определение уполномоченного органа по контролю за оборотом нефти (предлагается Министерство энергетики), который бы проводил внедрение сопроводительных накладных, учета и контроля за их движением.

3. Установка контрольных приборов учета субъектами в сфере добычи и оборота нефти.

4. Введение обязательного статистического декларирования при вывозе стратегически важных товаров - нефти, нефтепродуктов и газа из Республики Казахстан в государства-члены ЕАЭС.

5. Применение практических мер по недопущению несанкционированного вывоза товаров, облагаемых в Республике Казахстан экспортной таможенной пошлиной (подписание Соглашения с правительством Кыргызской Республики).

6. Для выявления и пресечения незаконного оборота нефти и нефтепродуктов совместно с правоохранительными органами России и Узбекистана проводить  совместные операции в рамках имеющихся Соглашений. Обмениваться информациями о фактах и схемах незаконного вывоза энергоресурсов.

7. Введение кратности штрафов в ст.197 УК РК в зависимости от суммы причинённого ущерба. К примеру, в размере 20 (ч.1), 100 (ч.2) 200-кратного размера от суммы причиненного ущерба (ч.3).